Зелёный переход и цифровая трансформация 2019-09-30T14:59:39+00:00

«Зелёный» переход и цифровая трансформация

ibb

В рамках 9-го этапа ППБ (2019-2022 гг.) темы «Зеленый» переход» и «Цифровая трансформация» объединены в единое приоритетное направление поддержки, поскольку именно с развитием данных платформ ускорения связаны большие надежды на решение таких ключевых вызовов глобального характера, как изменение климата, ограниченность природных ресурсов, демографические изменения и др.

В этой связи оказывается содействие мероприятиям, делающим вклад в реализацию Повестки-2030 по трём направлениям:

1) Развитие концептуальных подходов в сфере «зеленого» перехода и цифровой трансформации, а также улучшение рамочных условий для их применения

Приоритетом «зеленого» перехода является продвижение к «зеленой» экономике в совокупности со структурной трансформацией, которая обеспечивает устойчивый и инклюзивный рост. «Зеленая» экономика подразумевает переход к моделям развития с низким уровнем выбросов углерода в атмосферу и эффективным управлением природными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами с целью избегания экологической деградации.

Важными элементами «зеленого» перехода являются реализация таких концепций как климатическая нейтральность, «ноль отходов» («zero waste»), циркулярная экономика (экономика замкнутого цикла), устойчивое потребление и др. Данные концепции можно продвигать как на уровне отдельных предприятий или организаций, так и в контексте конкретных территорий в рамках стратегий устойчивого развития (СУР).

2) Разработка и пилотирование моделей и инструментов по продвижению конкретных точек роста в сфере «зеленого» перехода и цифровой трансформации

Основой цифровой трансформации в соответствии с Концепцией Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года видится цифровизация экономики. При этом, процессы цифровизации преобразуют не только рынок труда, но и все сферы жизнедеятельности общества. В рамках деятельности Программы поддержки Беларуси вопросы цифровизации рассматриваются, прежде всего, через призму ее потенциала содействовать реализации принципов и целей Повестки-2030.

К возможным тематическим фокусам (точкам роста) в данной сфере относятся вопросы, связанные с комплексным продвижением концепции «умный город» («smart-city») или «умный регион», а также с пилотным внедрением отдельных ее элементов, например, моделей развития социальных онлайн-услуг для малонаселенных территорий, умной мобильности с целью повышения доступности общественного транспорта, в частности, для людей с особыми потребностями и др.

3) Создание и развитие форматов и площадок межсекторного взаимодействия и партнерства, а также развитие и апробация инструментов партиципации (общественного участия)

С целью развития межсекторного взаимодействия и партнерства для продвижения «зеленого» перехода и цифровой трансформации необходимо обеспечить развитие имеющихся диалоговых площадок и их трансформацию в постоянно действующие форматы (клубы, рабочие группы, общественные советы, кластеры и т.д.), позволяющие обмениваться опытом и вырабатывать общую позицию по ключевым вопросам. При этом, успешность в сфере «зеленого» перехода и цифровой трансформации в значительной мере зависит от активного участия в данных процессах представителей бизнеса. Помимо их участия в общих процессах – таких как разработка и реализация СУР, важно и наличие специальных инструментов, которые позволяют отразить вклад конкретных субъектов бизнеса в достижение ЦУР, например, через адаптацию Германского кодекса устойчивого развития.

Особую важность с нашей точки зрения имеют инициативы, направленные на развитие компетенций эффективной партиципации (общественного участия) граждан через такие форматы как «зеленые школы» или «зеленый офис», внедрение интерактивных цифровых инструментов и т.д.