Представительство общественно полезного общества с ограниченной ответственностью «Internationales Bildungs- und Begegnungswerk gemeinnützige Gesellschaft mit beschränkter Haftung» (Федеративная Республика Германия) в Республике Беларусь

Ради какой цели работает наша организация? Как благодаря нам изменяются жизни людей? Как можно оценить своё социальное воздействие? В той или иной форме ответы на эти вопросы ищет каждая организация. Понимание и измерение своего воздействия позволяет легче найти ресурсы и единомышленников (партнеров, доноров, волонтеров), а также развиваться, быть гибкими в поиске решений проблем и принятии новых вызовов.  На последнем онлайн-семинаре для участников проектов 9-го этапа Программы поддержки Беларуси обсуждалась тема оценки социального воздействия, которая находится в «зоне ближайшего развития» для общественных организаций Беларуси.

В настоящее время вклад общественных организаций в решении социальных задач зачастую недооценен, чаще можно слышать о доминирующей роли государства и социально ответственного бизнеса. Существует стереотип, что НГО решают проблемы малых целевых групп в тех сферах, где больше никому работать не интересно. В этой связи важно, чтобы общественные организации начинали оценивать то воздействие, которое они оказывают на положительные изменения качества жизни беларусского общества, а также учитывать этот опыт при подготовке своего публичного годового отчета.

 

Максим Подберезкин, эксперт Программы поддержки Беларуси, в ходе семинара рассказал о современных методах и подходах к оценке социального воздействия, доступных для применения любой организацией. Оценивать своё социальное воздействие необходимо, чтобы управлять им. Начать рекомендуется с определения проблемы, которую решает общественная организация. Проблема часто связана с миссией НГО и пониманием своей целевой группы. По своей сути проблема является неудовлетворённой потребностью для целевой группы. Для анализа проблемы нужно выяснить максимум информации у коллег и целевых групп. Составьте список всех групп людей, которые прямо или косвенно связаны с проблемой. Часто проблема, которая лежит на поверхности, имеет целый ряд сопутствующих, и поговорив с целевыми группами, можно составить дерево проблем. Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины, проанализировать, как они возникли, и продумать действия для их устранения.

Важно четко понимать, кто является целевой группой, и какой результат решения проблемы удовлетворит представителей этой группы. С этой целью нужно сформировать видение тех результатов, которые планируется достигнуть. То есть, когда мы сможем сказать, что мы счастливы и полностью удовлетворены результатом? Часто это видение нужно расшифровывать – например, объяснить, как мы понимаем, что такое активное участие в общественной жизни для пожилого человека или что такое качественный досуг для молодёжи? Чем конкретнее мы распишем свои пожелания, тем лучше. Например, мы хотим, чтобы люди, с которыми мы работаем, посещали досуговые активности, минимум раз в год путешествовали, участвовали в процессах принятия решений на местном уровне, имели возможность для регулярного общения между собой, чтобы у них было достаточно компетенций для регулярного общения онлайн с друзьями и родственниками и т.д. Таким образом мы получим показатели, которые будем изучать.

Показатели (или индикаторы) успеха нужно обсуждать и утверждать вместе с представителями своих целевых групп, в нашем примере с представителями старшего поколения: как они сами понимают свое активное участие в общественной жизни. Можно брать более абстрактные категории, например, мы хотим, чтобы пожилые люди были счастливы и удовлетворены своей жизнью. Тогда нужно обсуждать, как они понимают удовлетворенность, из чего она складывается. Вместе прописываем все показатели, стараясь сделать их максимально конкретными, и думаем об измеримости этих показателей, насколько это трудоемкий процесс. Измерять можно все, есть различные инструменты качественные и количественные, стандартизированные и нестрандартизированные, точность измерений можно повышать с опытом и благодаря обратной связи. Самое важное в измерении – отследить изменения в жизни людей, и это вполне возможно.  Изменения произойдут не только у целевой группы, но в их окружении, поэтому при анализе изменений важно привлекать и тех людей, которые работают с представителями целевых групп.  Подумайте об ожидаемых результатах и их индикаторах, насколько вы приблизитесь к решению проблемы через год? Совместно с представителями целевых групп определите, какие изменения в проблемной сфере ожидаются и какие показатели изменений помогут их увидеть. Как достигнутые изменения повлияют на другие сферы жизни представителей целевых групп?

На следующем этапе, когда у вас есть понимание цели, к которой вы движетесь, и как вы планируете измерять изменения, можно начинать планировать активности. Определите, какие действия необходимо предпринять для достижения изменений. Просто перечислите активности, которые вы планируете или уже реализовываете. Деятельность может быть абсолютно разной в зависимости от подцелей, которые в совокупности формируют наш идеальный результат.  Сформулировав подцели, например, «качество жизни пожилого человека зависит от владения современными технологиями», вы понимаете, что нужно предпринять для их достижения. Если качество жизни связано с возможностью общаться офлайн, тогда это могут быть активности в формате клубов, мест для встреч, предложение возможностей досуга, доступных по цене и локации – все это формируется при взаимодействии с целевыми группами. Необходимо задать вопрос: — Мы хотим организовать для вас компьютерные курсы, давайте подумаем вместе, как их лучше для вас подготовить? Возможно, в общении выяснятся нюансы, которые вы можете и не знать. Например, лучше молодой преподаватель или близкий по возрасту к целевой группе, лучше в малых или больших группах, какая информация нужна на курсах и т.д. Гораздо проще планировать в тесном взаимодействии с целевой группой.

Инструмент «Лестница воздействия», основанный на теории изменений, наглядно и доступно отображает то, что можно делать здесь и сейчас при оценке социального воздействия и использовать в годовом отчете о деятельности организации.

Ступени отражают этапы осуществления социального воздействия и, соответственно, сбора информации о достижении показателей на каждом из этапов. Первый этап самый базовый, невозможно перепрыгнуть через ступеньки с первой на третью, это приведет к потере качества результатов.  Когда вы начинаете проводить мероприятия, вы начинаете собирать какие-то данные, самое простое, что можно анализировать – что вы сделали, какие активности предприняли. Это может быть стратегический уровень, например проведение круглых столов, или практический – тренинги, акции. Вы фиксируете, сколько мероприятий вы провели, сколько услуг оказали, сколько круглых столов, фокус-групп, встреч и т.д. Фиксируете действия, прямо или косвенно направленные на целевые группы.

На втором уровне вы оцениваете не только прямые действия, которые были предложены, вы также оцениваете, сколько человек воспользовались вашим предложением, каков охват представителей целевой группы. Обычно эту информацию организации собирают, особенно в рамках проектов. При этом важно оценивать и негативное воздействие, например, вы предложили формы досуга для пожилых, но на ваши мероприятия пришло меньше людей, чем вы ожидали. Эта информация также будет полезна для последующего анализа причин, почему воздействие на вашу целевую группу было именно таким.

Когда мы совершили какие-то действия, проанализировали охват, сколько людей приняли участие, мы должны понять, насколько наши мероприятия или предложенные услуги понравились людям, ради которых мы их проводили, насколько они соответствуют их потребностям, т.е. насколько они удовлетворены. Тут нужно учитывать, что положительные оценки мы можем получить в силу вежливости участников и несовершенства инструментов обратной связи. Важно подумать, как получить информацию, которая отражает реальную ситуацию.

Третья ступенька может вызывать обеспокоенность у представителей общественных организаций.  Анкетирование проводится часто, особенно по результатам мероприятий, но всегда ли глубоко измеряется уровень удовлетворенности потребностей? Если еще на этапе планирования вовлекать целевые группы для обсуждения действий, необходимых для решения проблемы, мы делаем вклад в охват. Как следствие мероприятие готовится более фокусно, больше шансов, что оно заинтересует представителей вашей аудитории, а также будет выше удовлетворенность этих людей, потому что они участвовали на этапе планирования. Они понимают ради чего это делается и с большей готовностью вам подскажут, если что-то нужно изменить.

Дальше мы ожидаем, что у людей появились новые представления, т.е. они получили какие-то услуги, пришли на мероприятие, им понравилось, и у них произошли какие-то изменения, понимание чего-либо, изменение отношения, возможно новые знания. Не всегда путь от знаний к их практическому применению прямой, но тем не менее он существует. Дальше нужна мотивация, чтобы человек перешел на следующую ступень, которая проявляется в том, что человек изменяет своё поведение и действует иначе. С позиции организации важно это фиксировать, т.е. важно не только сколько активностей было проведено, сколько людей приняло в них участие, понравилось им или нет, но и постараться понять, какие новые знания появились у человека, и как в результате изменилось его привычное поведение. Очень часто первые три ступеньки являются единственными, которые проходит общественная организация в оценке своего социального воздействия, а ведь самое важное происходит на следующих ступенях.

Ступенька 4 и последующие кажутся более сложно измеримыми, более отсроченными с точки зрения оценки воздействия. Сложно понять даже через полгода, есть ли новые представления у людей и изменилось ли их поведение. Но если организация заинтересована в оценке своего воздействия, то со ступенек 4, 5 и выше начинается самое интересное. Это то, чем организация реально может гордиться, осуществляя свою деятельность.

На 6 уровне люди говорят о том, что в результате новых представлений, нового поведения произошли изменения в их жизни. Например, бабушка научилась работать с компьютером, в результате стала чаще общаться со своими внуками, живущими далеко, почувствовала себя более востребованной. Или пожилой человек пошел на курсы иностранного языка, стал больше общаться со своими одногруппниками, больше читать на иностранном языке, открыл новые возможности для путешествий. Фактически изменилось очень много в жизни представителей целевой группы, и эти изменения важно фиксировать. Важный вопрос, как это можно делать? Инструментов достаточно много, и здесь также важно работать над ними вместе с представителями целевой группы.

Последняя 7-я ступенька связана со всей целевой аудиторией, когда изменения произошли у настолько большого числа людей, что можно говорить о том, что сегодняшнее поколение пожилых людей стало более счастливым, чем поколения до них. Т.е. изменилось качество жизни, стиль жизни и люди рады тому, что произошло, довольны тем, как живут теперь, в том числе после того, как ваша организация осуществляла свое воздействие.

Все ступени не пройти за короткий период, бывает, для них необходимо много лет. Большинство организаций тоже создается не на короткий период, не для реализации одного проекта, а для решения проблем своих целевых групп. Общественные организации во многих странах сегодня пытаются выстраивать свою работу и сопровождать целевую аудиторию для оценки своего воздействия.

Как же можно измерить изменения? Некоторые инструменты просты – посчитать, зафиксировать, отметить. Также можно использовать другие возможности – анкетирование, интервью, общение с членами социальных групп, с родственниками. Фиксируйте свидетельства признанных экспертов, результаты опросов/анкетирования, результаты контрольных исследований, статистическую информацию.

На каждом этапе могут появиться вопросы, насколько это важно, кто от этого выиграет, как выделить ваш вклад и вклад других организаций, которые работают в этой же сфере? Для объективной оценки своего воздействия, нужно честно ответить, какова доля вероятности того, что это ваш вклад, и какова доля вероятности, что эти изменения произошли бы без вашего участия.

При этом важно всегда ориентироваться на фактические данные, не нужно переоценивать свои результаты, этот соблазн есть не только у негосударственных организаций. Важно всегда критически подходить к своим действиям и быть открытым.

Главный принцип теории изменения заключается в вовлечении стейкхолдеров на всех этапах. На каждой ступеньке лестницы воздействия важно понимать, что нужно людям. Без этого невозможно достигнуть реальных изменений. Если вы работаете, например, в сфере экологии – привлекайте экспертов, людей, которые связаны с этими сферами и определяйте цели вместе с ними. Важно понимать, что вы хотите, чтобы было через 10, через 20 лет. Чем четче Вы будете понимать, тем больше шансов, что вы именно к этим результатам придете.

2021-06-04T20:46:16+00:00