Представительство общественно полезного общества с ограниченной ответственностью «Internationales Bildungs- und Begegnungswerk gemeinnützige Gesellschaft mit beschränkter Haftung» (Федеративная Республика Германия) в Республике Беларусь

В рамках партнерского белорусско-немецкого проекта «Создание и функционирование ресурсного центра экологического просвещения» разработана информационно-образовательная платформа «Сетевая Эколаборатория». Платформа постепенно наполняется материалами, планируется, что в ресурсном центре будет сформирован банк данных успешных практик в области Устойчивого развития и представлены дистанционные образовательные услуги, направленные на экологическое просвещение.

Татьяна Мороз, ректор Минского городского института развития образования,  приветствуя участников открытой научно-практической конференции «От экологического просвещения к устойчивому развитию: пути, проблемы, перспективы», которая была организована в мае 2021 в рамках проекта, отметила: «Очень часто формирование экологической культуры личности учащихся рассматривается педагогами как повышение уровня экологической компетентности, овладения знаниями и навыками природоохранной деятельности и экологически дружественного поведения. Но, к сожалению, формальное приобретение знаний об экологии не всегда является руководством к действию, если нет сильного желания использовать их в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Исследование показало, что уровень знаний школьников неуклонно растет с каждым годом, а уровень экологически направленной деятельности остается низким… Выявлена ​​основная проблема: знания о «зеленой экономике» фрагментарны и чаще всего связаны с участием в различных экологических мероприятиях. Кроме того, отсутствуют четкие критерии определения экологичности учебных заведений и предприятий, а необходимые компетенции и экологическая культура сформированы не полностью». Подробнее: Настауніцкая газета, «Экашлях да ўстойлівасці»

В начале проекта партнеры провели опрос среди школьников, родителей и учителей, чтобы изучить уровень информированности в вопросах экологии. Среди результатов – 18% участников опроса отметили «убежденность в необходимости ответственно относиться к природе», 14% «практические экологические умения», и 8% «интерес к экологическим проблемам».

Фрагмент результатов анкетирования в рамках проекта

Планируя мероприятия проекта, партнеры стремились объединить имеющиеся ресурсы по экологическому просвещению, разработать и внедрить образовательные программы для взрослых и факультативные занятия для детей, использовать международный опыт, возможности сетевого взаимодействия и межсекторного партнёрства в решении проблем, связанных с внедрением идей «зелёной экономики» на всех уровнях с учётом разработанной концепции для города Минска «Умный город».

Конкурс экологических проектов «ЭкоЛогичная школа», проходил с октября 2020 по январь 2021, в нем приняли участие 130 школьников и учителей из Минска, Минской и Гродненской областей. Жюри оценивало результаты 105 исследовательских работ. Номинации конкурса –  «Исследовательские проекты «ЭкоЛогичная территория»,  «Агитационные проекты «Мы за зеленую планету!», «Экологическая инициатива «Зеленый стартап», «Методический экобокс «За природу в ответе и взрослые, и дети». Подробнее: Минская школа, «Главное богатство планеты»

Фрагмент из проекта лауреата конкурса «Экотур по планете Земля», источник: https://ecolab.minskedu.gov.by/методическая-копилка

Разработаны несколько дистанционных программ обучения. Для педагогов – «Реализация принципов устойчивого развития в учреждениях образования»,  «Стратегия образования в интересах устойчивого развития. Эффективный фандрайзинг» и дополнительная программа «Наблюдение за водными объектами для организации исследовательской деятельности учащихся»; для школьников – дистанционный факультатив «Экодрайв». По образовательной программе «Стратегия образования в интересах устойчивого развития. Эффективный фандрайзинг» в феврале 2021 в Минском городском институте развития образования состоялось повышение квалификации руководителей и специалистов структурных подразделений Мингорисполкома, администраций районов г. Минска и организаций коммунальной собственности г. Минска. Участники рассмотрели основные положения Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, современные проблемы устойчивого развития Беларуси и возможные пути их решения, практики образования в интересах устойчивого развития и стратегии эффективного фандрайзинга. На факультативе «Экодрайв» школьники выполняли опыты вместе с учителями, на основании пошаговых рекомендаций исследовали показатели воды, воздуха и атмосферных осадков, влияние искусственных экологических сред на рост и развитие растений.

С февраля по апрель 2021 проводилась программа для педагогов «Наблюдение за водными объектами для организации исследовательской деятельности учащихся», а 1 апреля 2021 прошёл республиканский фестиваль «Лекарствам не место в воде и еде» в Минском городском институте развития образования. Организатором фестиваля выступил партнер проекта – Центр экологических решений, сотрудники Центра принимали активное участие в мероприятиях проекта, выступая в качестве экспертов и организаторов экологических конкурсов, работали с педагогами в рамках образовательных программ, разрабатывали образовательные методики и материалы по разным экологическим аспектам.

Информация по итогам мероприятий проекта систематизируется и размещается  в специальном разделе на сайте Эколаборатории, на данный момент можно найти материалы в рубриках «Проектная деятельность», «Учебно-исследовательская деятельность», «Методическая копилка».

«Роль образования в достижении ЦУР и продвижении устойчивого развития фундаментальна. С принятием Повестки -2030 эта роль и возможности образования только растут. Понятно, что в первую очередь мы имеем в виду образовательный процесс, включение идей устойчивого развития в содержание, подходы, методы и приемы преподавания предмета, но не менее важно, что это находит применение на практике. Устойчивое развитие — это не только знания, но и компетенции, которые мы должны использовать в нашей профессиональной и личной жизни, поэтому важно, чтобы образовательные учреждения были флагманами устойчивого развития, проводили мероприятия, посвященные принципам устойчивого развития, продвигали зеленый офис, чтобы участвовать в жизни своего местного сообщества. Приятно, что таких практик в Беларуси много.» — отметил Дмитрий Карпиевич, координатор направления «Устойчивое развитие» Программы поддержки Беларуси на итоговой конференции проекта.

2021-09-24T16:43:47+00:00