Представительство общественно полезного общества с ограниченной ответственностью «Internationales Bildungs- und Begegnungswerk gemeinnützige Gesellschaft mit beschränkter Haftung» (Федеративная Республика Германия) в Республике Беларусь

Интересную тему затронули участники курса «Устойчивый менеджмент мероприятий» на декабрьском учебном модуле: как организаторам обеспечить инклюзию для разных групп участников. Благодаря эксперту Наталье Борисенко-Клепач, старшего преподавателя МФО БГУ, занимающейся темой инклюзии в сфере туризма и мероприятий, участники курса подробнее обсудили тему доступности на мероприятиях.

Концепция инклюзивного и доступного мероприятия предполагает, что среди нас есть люди с особыми потребностями, которые для реализации своих прав в полном объеме и участия во всех сферах жизни нуждаются в дополнительных усилиях со стороны организаторов. Люди с инвалидностью, родители с маленькими детьми, люди пожилого возраста, участники, не говорящие на языке страны проведения мероприятия, беременные женщины, люди с особенностями здоровья (например, переломом) или ограничениями в питании, в туризме к этой категории причисляют даже путешественников с большим багажом. В общем то, каждый из нас на какой-то период своей жизни может стать человеком с особыми потребностями. Участники все разные, и организаторам заранее нужно продумать и учесть их потребности и нужды. Эта задача включает широкий спектр действий, начиная от подготовки регистрационной анкеты и завершая адаптацией рабочего пространства места проведения мероприятия.

В Беларуси более полумиллиона людей с инвалидностью (около 6% населения) и более двух миллионов людей старше 60 лет согласно статистике, то есть если рассматривать только эти две целевые группы, то около трети населения уже нуждается в доступности. Доступность включает в себя несколько компонентов, например формулировка Конвенции о правах инвалидов, которую Беларусь ратифицировала в 2016 году:

В качестве универсальных рекомендаций при планировании мероприятий практики советуют начинать с оценки того, что есть в том месте, где планируется событие. Можно пройтись по объекту и оценить, воспользовавшись стандартами доступности, где есть болевые точки. Вторым шагом нужно определить, что вы можете изменить, исходя из своих ресурсов. Возможно, придется воспользоваться какими-то временными решениями, например, арендовать пандус или организовать специальный настил. Важно обращаться за консультациями к профессионалам, сотрудники общественных организаций, работающие с людьми с инвалидностью, наверняка увидят больше особенностей инфраструктуры, чем организаторы.

Интерактивные мероприятия, предполагающее активное вовлечение участников, потребует более детального планирования, больше персонала и волонтеров для своей реализации. Возможно, понадобится кого-то специально для этого подготовить и обучить. Если мероприятие открытое для всех желающих, т.е. в нем будут участвовать сразу несколько целевых групп, задача усложняется.

Важно информировать ваших потенциальных участников о тех элементах доступности, которые вы предлагаете. На основании этой информации участник с особыми потребностями принимает решение, стоит ли к вам ехать. Часто хорошие мероприятия с продуманной доступностью и инфраструктурой забывают рассказать об этом пользователям.

Для всех участников обязательно должна быть очевидная навигация на месте (указатели, карты, схемы и т.д.), которая упрощает передвижения, понятная, хорошо расположенная, контрастная. Важно подумать над форматами предоставления информации, например, для людей с нарушениями зрения или слуха.

Ключевой момент в организации – вопросы безопасности. Очень часто по опыту докладчика, даже если мобильность продумана, забывают о безопасности. Необходимо максимально продумать варианты эвакуации, удобные, например, для пожилого человека или человека на коляске, которые не смогут вместе с другими участниками быстро добраться до пожарного выхода, обучить волонтеров на экстренные случаи.

Важно, чтобы сотрудники и волонтеры на мероприятии были готовы к работе со всеми категориями участников, чтобы они не растерялись, если к ним обратятся с вопросом, где находятся, например, специализированные места или отдельный вход-выход и т.д. Именно волонтеры могут сгладить проблемы, возникающие из-за недопонимания участниками организационных вопросов. Но если волонтер не обучен коммуникации, например, с людьми с инвалидностью, он может невольно обидеть кого-то или неправильно донести информацию. Чтобы избежать недопонимания, незнания как себя вести и как помочь человеку в сложной ситуации, важно заранее обучить персонал базовым форматам общения с людьми с особыми потребностями.

Участники семинара в ходе дискуссии сформулировали потребности трех категорий участников. Для людей пожилого возраста важна очевидная навигация, дополнительное обеспечение безопасности, медицинское сопровождение, питание с учетом особенностей здоровья, техническая помощь, крупный шрифт на материалах и звуковое сопровождение. Для людей с инвалидностью важна доступная инфраструктура, например, для пользователей колясок — ширина дверей, лифты, санузлы и т.д., продуманные инфо-материалы (крупные шрифты, шрифт Брайля, использование ясного языка, контрастные цвета), обеспечение безопасности и сопровождения в случае необходимости. К потребностям семей с маленькими детьми участники отнесли пеленальные столики, инфраструктуру с учетом колясок, комнату для кормления, санузел для детей, безопасную игровую площадку, сопровождающий или няня по запросу участников, диетическое питание, браслетики для детей с контактами родителей.

Мы обратились за экспертной поддержкой к нашим партнерам: специалисты Общественного объединения «Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» поделились с нами Правилами подготовки встреч и конференций с использованием ясного языка. Возможно, полезны будут в этом контексте и опубликованные в  актуальных материалах на нашем сайте методические рекомендации «Ясный язык. Как сделать информацию доступной для чтения и понимания».

Благодарим наших экспертов также за визуальные примеры организации инклюзивных конференций:

2021-01-26T16:28:05+00:00